Насосные станции Адмирал

Пуск, остановка и эксплуатация центробежных насосов.

Перед пуском центробежных насосов всасывающий трубопровод и внутреннюю полость корпуса насоса следует залить перекачиваемой жидкостью. Существует несколько способов заливки центробежных насосов: из напорного трубопровода, путем отсасывания воздуха вакуум-насосом или струйным насосом* (эжектором). Заливка насоса из напорного трубопровода (рис. 2.29, а) возможна при наличии на всасывающей линии приемного клапана. Заливку необходимо продолжать до тех пор, пока из воздушного крана насоса не польется вода. Заливку насоса путем отсасывания воздуха струйным насосом (см. рис. 2.29, б) или вакуум-насосом (см. рис. 2.29, в) применяют, как правило, на крупных или автоматизированных насосных станциях. Обычно используют один или два вакуум-насоса для заливки всех насосов данной станции. Для этого устанавливают общий циркуляционный бачок и сеть воздушных всасывающих линий, идущих к каждому насосу.
Расчетную производительность вакуум-насоса QP.B, м3/мин, для предварительных подсчетов определяют, исходя из максимально допустимого времени заливки насоса, имеющего самый длинный всасывающий трубопровод.

где Wтp и Wn — объем воздуха соответственно во всасывающем трубопроводе и насосе, м3; Hi — высота столба жидкости, соответствующая барометрическому давлению (для воды обычно Hi≈10 м); Нг.в — геометрическая высота всасыва-ния, м; Т — время, требуемое для создания необходимого разрежения, мин (для пожарных насосов T≤2 мин); kB — коэффициент запаса, принимаемый в зависимости от длины всасывающего трубопровода равным 1,05—1,15. 

При заливке насосов, перекачивающих загрязненную жидкость, необходимо, кроме того, предусматривать приспособления, предотвращающие попадание загрязнений в вакуум-насос.


Заливка насосов путем отсасывания воздуха эжектором осуще- ствима при достаточно высоком давлении в напорном трубопрово- де. Эжектор присоединяют к верхней части корпуса насоса (см. рис. 2.29,6). Перед пуском эжектора задвижку на напорном трубопроводе закрывают, а насос включают тогда, когда эжектор начинает откачивать вместо' воздуха перекачиваемую жидкость. В некоторых случаях на насосных станциях, оборудованных крупными насосами, для питания эжекторов специально устанавливают вихревой или центробежно-вихревой насос.
Перед пуском залитого тем или иным способом насоса нужно открыть кран у манометра и включить электродвигатель. При этом задвижка на напорном трубопроводе должна быть закрыта. После того, как насос разовьет требуемую частоту вращения, а манометр покажет соответствующее давление, следует открыть кран вакуумметра и краны на трубах, подводящих воду к сальникам. Если подшипники насоса охлаждаются водой, то необходимо открыть и краны на трубах, подводящих воду к подшипникам, и только после этого можно открыть задвижку на напорном трубопроводе. Следует отметить, что в тех случаях, когда это не приводит к опасным перегрузкам электродвигателя, запуск насоса допустим и при открытой задвижке на напорном трубопроводе.



Схемы заливки центробежных насосов 
Рис. 2.29. Схемы заливки центробежных насосов
1-приемный клапан; 2 — обводная линия с краном; 3 — приемная воронка: 4 — струйный насос; 5 — вакуум-насос; 6—циркуляционный бак
 

 

Таблица 2.4

Неполадка

Возможные причины

Способ устранения

Насос «не запускается», т. е. после  пуска двигателя не подает жидкость

1.     Неплотность всасывающей линии
2.     Скопление воздуха в корпусе насоса
3.     Закупорка трубок гидравлического сальника

Осмотреть трубопровод и устранить неполадку
Повторить заливку насоса водой
Осмотреть и прочистить трубки

Подача насоса в процессе работы падает

1.     Уменьшение частоты вращения
2.     Просачивание  воздуха  во
всасывающую    линию    или   в корпус насоса через сальники
3.     Засорение   каналов   рабочего колеса
4.     Увеличение  сопротивлений в напорном трубопроводе
5.     Увеличение    высоты   всасывания
6.     Механические     повреждения:
а) износ        уплотнительных колец;
б) повреждение рабочего колеса

Проверить и исправить двигатель
Подтянуть сальники или сменить в них набивку
Осмотреть колесо и прочистить его каналы
Проверить все задвижки и места возможного засорения трубопроводов
Осмотреть всасывающий трубопровод и приемный клапан
Сменить поврежденные детали

Уменьшение   напора    в    процессе работы насоса

1.   Уменьшение  частоты   вращения
2.   Разрыв  напорного трубопровода
3.   Наличие воздуха в воде
4.   Механические    повреждения уплотнительных колец или рабочего колеса

Проверить двигатель
Осмотреть напорный трубопровод и устранить   течь
Проверить всасывающий трубопровод или сменить набивку сальника
Сменить поврежденные детали

Перегрев  двигателя  вследствие его перегрузки

1.  Увеличение   частоты   вращения выше расчетной
2.   Увеличение подачи насоса выше допустимой
3.   Механические     повреждения   электродвигателя или насоса

Проверить двигатель и систему подключения к электросети
Прикрыть задвижку на напорном трубопроводе
Проверить двигатель и насос, сменить поврежденные детали

Вибрации и шум при работе  насосного агрегата

1.     Неправильная   установка агрегата
2. Частичное засорение каналов рабочего колеса
3.  Ослабление креплений трубопроводов
4.     Явления кавитации вследствие чрезмерно  большой   высоты всасывания
5.      Механические   повреждения:
а)  заедание      вращающихся частей
б)  прогиб вала;
в)  износ подшипников

Проверить установку агрегата
Осмотреть и прочистить колесо
Подтянуть крепления

Остановить насос и принять меры   к   снижению   высоты всасывания
Сменить      поврежденные детали

Во время работы центробежного насоса необходимо:
1) наблюдать за тем, чтобы смазочные кольца свободно вращались на валу, а температура подшипников не превышала указанной в паспорте насоса (обычно 60—70 °С);
2) поддерживать уровень масла в подшипниках на требуемой высоте (по маслоуказателю); после 800—1000 ч работы следует сменить масло, предварительно прочистив корпусы подшипников;
3) своевременно подтягивать сальники, чтобы вода из них просачивалась лишь редкими каплями; это необходимо для предохранения вала от срабатывания набивкой.
При обслуживании насоса требуется строго соблюдать правила техники безопасности. Следует иметь в виду, что особую опасность представляют вращающиеся детали (муфта, вал). В процессе эксплуатации насоса могут встретиться различные неполадки. Наиболее часто встречающиеся неполадки и способы их устранения приведены в табл. 2.4.
В заключение еще раз отметим, что из всех существующих конструкций насосов лопастные насосы получили самое большое распространение во всех отраслях народного хозяйства. В системах водоснабжения и канализации из группы лопастных насосов шире всего используются центробежные насосы, в силу того, что они обладают высоким КПД, просты и надежны в эксплуатации и допускают регулирование подачи и напора относительно простыми средствами. В насосных установках и на насосных станциях с небольшой подачей чаще всего применяются центробежные консольные насосы, а на насосных станциях со средней и большой подачей центробежные двусторонние насосы с разъемом в горизонтальной плоскости (типов Д и СЭ). Насос выбирают в зависимости от назначения, подачи и заданного напора насосной установки. Для подбора конкретного типоразмера насоса необходимо учитывать совместный режим работы этого насоса и системы, в которую он подает жидкость.