Насосные станции Адмирал

Монтаж оборудования водопроводных насосных станций

Перед вводом в действие насосной станции необходимо смонтировать основные насосные агрегаты, вспомогательные насосы и механическое оборудование, трубопроводы, арматуру, электрооборудование и контрольно-измерительную аппаратуру.
Наиболее ответственным процессом является монтаж основных насосных агрегатов. Насосные агрегаты монтируют в соответствии с требованиями СНиП Ш-Г.10.3-69. «Насосы. Правила производства и приемки монтажных работ», а также СНиП Ш-Г.10-66. «Технологическое оборудование. Общие правила производства и приемки монтажных работ».
Оборудование насосных станций монтируют, как правило, специализированные монтажные организации. Перед началом работ им передают необходимую техническую документацию: монтажные (установочные) чертежи насосных агрегатов, заводские сборные и узловые чертежи, технические паспорта насосов, насосных агрегатов и других механизмов, комплектовочные ведомости, инструкции по монтажу, расконсервации и эксплуатации насосных агрегатов.

 


До монтажа скважинных насосных агрегатов необходимо подготовить дополнительно следующую документацию: технические данные о скважине (глубине, начальном и конечном диаметрах, расстоянии от фундамента до статического и динамического уровней воды, удельном дебите, показателе прямолинейности и вертикальности), а также акт о промывке скважины и осветлении воды в ней.
Как правило, строительство здания насосной станции должно быть закончено до начала монтажных работ. В некоторых случаях в целях ускорения ввода в действие насосной станции к монтажным работам приступают до окончания всех строительных работ, но фундаменты под насосы и другие части здания, сопряженные с монтажными работами, должны быть устроены и приняты приемочной комиссией. При приемке фундаментов под монтаж проверяют, соответствуют ли проекту размеры фундаментов, расстояния между фундаментными болтами, а также расположение фундамента относительно стен здания и соседних фундаментов.
Монтажные работы. В состав монтажных работ входят:
1) проверка, а в некоторых случаях разборка, очистка и сборка насосов;
2) проверка труб и арматуры и сверление отверстий во фланцах;
3) изготовление сварных фасонных деталей трубопроводов;
4) установка электродвигателей и насосов на фундаментной плите с последующей центровкой и выверкой агрегата;
5) присоединение насоса к трубопроводам.

Заводы-изготовители присылают насосы, как правило, в собранном виде с заглушками на патрубках. Погружные насосы поставляют упакованными в ящики, поэтому их можно устанавливать, не подвергая предварительной разборке и сборке. Большие насосы перед установкой необходимо разобрать, тщательно проверить каждую деталь, протереть, убрать консервирующую смазку. Наиболее тщательно должны быть проверены подшипники, сальники и уплотнения. После осмотра и проверки трущиеся детали насоса смазывают соответствующей смазкой и насос вновь собирают. В электродвигателях осматривают подшипники и состояние обмоток проверяют соответствующим прибором (мегомметром), не разбирая самих двигателей. Перед пуском проверяют направление вращения вала, которое должно совпадать с указанным на корпусе насоса. Насос с электродвигателем устанавливают на общем фундаменте.

Рис. 9.9. Крепление насосных агрегатов к фундаменту
1 — фундаментная плита; 2 — фундаментный болт; 3— регулирующий отжимной винт; 4 — платик;
5 — фундамент; 6 — анкерная плита; 7 — колодец для болта

 

Рис. 9.10. Сварной блок трубопровода насосной станции
1— труба; 2 —фланец; 3— сварное колено


 

 


Небольшие насосы поставляют с заводов в агрегатированном виде, т.е. смонтированными на общей чугунной или сварной стальной раме, имеющей отверстия для фундаментных болтов. В таких случаях монтаж сводится к установке агрегата на фундамент, выверке положения плиты по уровню и затяжке фундаментных болтов.
Крупные насосы поставляют только отдельно от Электродвигателей и для монтажа агрегата на месте изготовляют раму из стального проката двутаврового или швеллерного сечения. Рама состоит из двух продольных и четырех или более поперечных элементов. На поперечных элементах рамы крепят насос и электродвигатель.
Рамы или станины насосных агрегатов имеют регулировочные отжимные винты, благодаря которым можно точно установить (по уровню) агрегат на фундаменте.
Различают три способа крепления насосных агрегатов к фундаменту: а) болтами, забетонированными заранее в массив фундамента (рис. 9.9, а); б) анкерными болтами (рис. 9.9,6); в) болтами, которые бетонируют в фундаменте после установки агрегата (рис. 9.9, в).
После установки агрегата по уровню под раму или станину подливают цементный раствор, чтобы рама опиралась на фундамент всей поверхностью. До того как раствор не достигнет необходимой прочности, запрещается вести работы, которые могли бы вызвать смещение агрегата.
В насосных станциях, заглубленных ниже уровня грунтовых или подрусловых вод, пол и нижняя часть стен представляют собой мощные железобетонные конструкции, рассчитанные на восприятие давления воды. В этих станциях рамы насосных агрегатов устанавливают непосредственно на пол, предварительно заделав в него фундаментные болты.
Подготовку насосных агрегатов к монтажу, а также разборку, проверку и мелкий ремонт агрегатов производят на специальных монтажных площадках. Оборудование к монтажной площадке подвозят на автомашинах. Для разгрузки автомашин должно быть предусмотрено дополнительное подъемное оборудование, если нельзя использовать основные грузоподъемные устройства станции (например мостовой кран). При погрузке, разгрузке и монтаже насосных агрегатов должны строго соблюдаться соответствующие правила техники безопасности.
В состав монтажных работ входит также монтаж трубопроводов. Эта трудоемкая часть работ определяет в ряде случаев сроки ввода в действие насосной станции. Поэтому строительно-монтажные организации разработали ряд мероприятий, ускоряющих процесс монтажа трубопроводов. Основные из них — производство строительных и монтажных работ по совмещенному графику и применение блоков трубопроводов, изготовляемых индустриальным способом. Применение совмещенного графика строительных и монтажных работ позволяет проводить монтаж трубопроводов в менее стесненных условиях, использовать для монтажа строительные подъемно-транспортные механизмы и сокращать общие сроки монтажных работ.
Заводское исполнение блоков трубопроводов позволяет использовать более производительное и совершенное оборудование тру-бозаготовительных цехов. Однако применение крупноблочных заготовок требует высокой культуры производства как трубозагото-вительных, так и строительных работ. Для облегчения этих работ необходимо соблюдать следующие приемы разбивки трубопровода на блоки: 1) блок, как правило, должен иметь плоскую конфигурацию; 2) размеры блока должны обеспечивать удобство его транспортирования и протаскивания через строительные проемы здания насосной станции; 3) масса блока должна соответствовать грузоподъемности применяемого на станции подъемно-транспортного оборудования; 4) стыки между блоками должны быть расположены в местах, удобных для производства монтажных (в том числе сварочных) работ на месте.
Пример сварного блока для насосной станции второго подъема приведен на рис. 9.10.
Смонтированные трубопроводы проверяют на прочность и плотность гидравлическим или пневматическим испытаниями.